21 апреля 2025
Международный аэропорт Красноярск – это не просто ворота в мир авиации; это сложная система, где каждый играет свою уникальную роль. Центральное место в этом механизме занимает аэродромная служба, задача которой – обеспечивать круглосуточную и бесперебойную работоспособность аэродрома в любое время года.
Во главе службы стоит начальник Руслан Игоревич Красиков, при поддержке замначальника Елены Викторовны Малыгиной. Команда состоит из 25 профессионалов, работающих по сменам. Среди них 13 рабочих, 4 начальника смены, 4 мастера, а также ведущий инженер и инженер-орнитолог, которые несут ответственность за разные аспекты работы службы.
Миссия
Приоритетной миссией аэродромной службы является подготовка аэродрома к взлётам и посадкам. Это не просто задача, а настоящая гарантия безопасности, требующая постоянного контроля за состоянием взлётно-посадочной полосы. Каждый элемент, от искусственного покрытия до оборудования, должен соответствовать строгим нормативам.
Аэродромная служба обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию лётного поля аэродрома (взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки, перрон и места стоянок воздушных судов) в постоянной эксплуатационной готовности для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Сотрудники службы подготавливают аэродром к полётам в любое время суток и при любых погодных условиях.
Одна из задач аэродромной службы – содержать искусственные аэродромные покрытия в надлежащем состоянии как в зимний, так и в летний периоды. Для этого используется современная техника, которая позволяет эффективно произвести очистку аэродрома:
Подготовка покрытия – это не только работа современных уборочных машин. Это целый комплекс мероприятий и чётко спланированные действия всей службы.
С приходом зимы работа аэродромной службы становится особенно важной. Снег, дождь, гололедные образования и другие зимние проявления могут значительно повлиять на безопасность полётов. Впрочем, любые осадки – потенциально опасный фактор, который требует максимально быстрого и эффективного устранения.
Для этого разработаны специальные процедуры, согласно которым каждый день ведется мониторинг состояния взлётно-посадочной полосы и других элементов аэродрома. Не менее 4 раз в день, и даже чаще, служба проводит тщательные измерения коэффициента сцепления на взлётно-посадочной полосе, а также площади загрязнения покрытия в процентном соотношении и толщины слоя осадков, проверяя, все ли параметры находятся в норме. Устройства, специальное измерительное оборудование и глаза опытных работников служат надежным барьером на пути рискованным ситуациям.
Зима – это время года, которое нередко испытывает на прочность работников аэродромной службы: в период снегопадов и метелей им приходится задействовать всю необходимую технику, чтобы оперативно подготовить лётное поле и взлётно-посадочную полосу к приёму и выпуску воздушных судов. Вручную, аэродромными рабочими, производится очистка аэродромных знаков, огней светосигнального оборудования, заземлительных устройств на местах стоянок воздушных судов. Какой бы ни была погода, покрытие должно быть чистым и обеспечивать достаточный уровень сцепления при взлёте, посадке и рулении.
Например, когда коэффициент сцепления 0,30 – это критично для взлёта и посадок. При коэффициенте ниже 0,3 – аэродром становится непригодным к приёму и выпуску воздушных судов. Хорошим коэффициентом сцепления считается коэффициент от 0,42 и выше.
С целью обеспечения безопасности полётов в части замера коэффициента сцепления на взлётно-посадочной полосе специалисты аэродромной службы применяют современные тормозные тележки, регистрирующие и сохраняющие показания коэффициента сцепления. Толщина осадков, если речь идёт о снеге, измеряется металлической линейкой, а вода – оптической.
Для проведения калибровки специальных средств измерения в аэропорту создана специальная служба – лаборатория авиационной метрологии и авиационного и радиоэлектронного оборудования. Все устройства откалиброваны, поверены (в том числе и государственными поверками), так что в точности измерений сомневаться не приходится!
Летом, хотя и отсутствуют опасности, связанные со снегом и обледенением, работа аэродромной службы не менее интенсивна. Поддержание чистоты, текущий ремонт и регулярные осмотры – это лишь часть их повседневной рутины.
Ежегодно проводятся работы по текущему и капитальному ремонту аэродромных покрытий – как силами личного состава аэродромной службы, так и с привлечением подрядных организаций. Для проведения ремонтных работ используется специальное оборудование: компрессор с отбойными молотками, нарезчики швов, раздельщики трещин, самоходный заливщик швов и т.д.
В задачи аэродромной службы также входит осуществление мероприятий по орнитологическому обеспечению безопасности полётов. Об этом мы рассказывали ранее в нашей статье: https://vk.cc/cJocIo
Есть определённые нормативные требования, благодаря которым определяется пригодность лётного поля.
Во-первых, это коэффициент сцепления. Если коэффициент сцепления ниже 0,3, как мы уже ранее выяснили, аэродром не пригоден к приёму и выпуску воздушных судов. Хоть и решение о взлёте и посадке в первую очередь принимает командир экипажа воздушного судна (КВС), тем не менее, сотрудники аэродромной службы передают с 15 апреля по 15 октября SNOWTAM (снежный НОТАМ) для международных аэродромов о состоянии лётного поля.
Во-вторых, ещё один из показателей – толщина слоя осадков должна быть не более 50 миллиметров свежевыпавшего снега, 10 миллиметров воды и 12 миллиметров слякоти. Но стоит отметить, что при 5 сантиметрах свежевыпавшего снега, как это указано в федеральных нормах, сцепление 0,3 однозначно не будет, потому что будет скользко!
На фото сотрудники аэродромной службы замеряют сцепление на ВПП прицепной тормозной тележкой
Например, R29/420250 – получается, с рабочего курса 29, сухой снег от 11% до 25%, до 2 миллиметров, сцепление 0,5. Так кодируют информацию для METAR.
Сводка кода METAR необходима для лётчиков. В обязанности аэродромной службы входит только закодировать измеряемые параметры, ориентируясь на которые командир воздушного судна принимает решение как садиться, садиться ли вообще, или уходить на запасной аэродром. Плюс для каждого воздушного судна информация заносится в ATIS и там это все расшифровывается и читается экипажем ВС.
Работа аэродромной службы – это не просто труд, это призвание. Их усилия остаются в тени, невидимыми для пассажиров. Аэродромная служба – это команда профессионалов, обеспечивающая безопасность и надёжность воздушного сообщения. Каждый день приносит новые вызовы, и аэродромная служба всегда готова к их решению.
ООО «Аэропорт Емельяново» ИНН: 2460213509, ОГРН: 1092468001482, Адрес: 663013, Красноярский край, м. р-н Емельяновский, г.п. поселок Емельяново, пгт Емельяново, тер. Аэропорт Красноярск, стр. 2
© Международный аэропорт Красноярск 2025