1. Главная
  2. Открытое небо
  3. Авиационная коммерция

Авиационная коммерция

Продолжаем рассказывать о подразделениях аэропорта Красноярск. В этот раз в поле зрения редакции попала авиационная коммерция. Она занимает важное место в структуре аэропорта и работает над развитием партнерских отношений с авиакомпаниями.

Ее главная цель — увеличение количества рейсов, выполняемых из аэропорта, за счет чего растут доходы от авиационной деятельности.

Структура дирекции авиационной коммерции и специфика работы

Для эффективной работы по развитию программ полетов перевозчиков авиационная коммерция выделяет три стадии взаимодействия с ними:
Первая стадия – анализ рынка, определение потенциальных направлений роста и авиакомпаний.
Вторая стадия – привлечение новых перевозчиков, либо расширение существующих программ полетов.
Третья стадия – сохранение привлеченной авиакомпании с помощью мероприятий по маркетинговой поддержке, анализа рисков, совместной работы по повышению загрузки выполняемых рейсов.

В структуре дирекции три отдела:
отдел развития пассажирских авиационных перевозок, отдел развития грузовых авиационных перевозок, отдел маркетинга.
Всего в штате 10 человек. У каждого отдела есть своя специфика.

Отдел маркетинга отвечает за первую стадию – коллеги анализируют базы данных по пассажиропотоку, выявляют тренды развития рынка и на основании полученной информации готовят рекомендации для отделов развития пассажирских и грузовых перевозок.

Отделы развития пассажирских и грузовых перевозок отвечают за вторую стадию – проводят переговоры с действующими и потенциальными перевозчиками, определяют наиболее перспективные для запуска маршруты и запускают их совместно с авиакомпаниями.

Работа на третьей стадии по сохранению и поддержке текущих программ полетов выполняется совместно всеми отделами.

Отел маркетинга – Продвижение рейсов и услуг аэропорта и Настройка аналитики для разных подразделений

Большую работу по продвижению рейсов в Красноярске и других регионах выполняет отдел маркетинга. Его задача – повысить информированность населения о рейсах из/через аэропорт Красноярск, а также привлечь пассажиров из аэропортов-конкурентов. Дополнительно сотрудники отдела маркетинга вместе с департаментом развития неавиационных видов деятельности реализуют проекты по интернет-продвижению услуг аэропорта, что
также дает прямой экономический эффект.

Авиационная коммерция проводит работу незаметную для большинства коллег – совместно с финансово-экономическим департаментом готовит отчетность для руководства. Она включает в себя бюджеты доходов, стратегию развития предприятия, оценку рисков, планы по объему перевозок (кратко-, средне- и долгосрочные). Последняя информация доводится для служб, которые планируют свои ресурсы исходя из плана объемных показателей.

«Отмечу, что благодаря отелу маркетинга, на еженедельных разборах все руководители видят доклад финансово-экономического департамента в удобном формате дашборда.  Инструмент позволяет наглядно представить информацию, собранную из разных источников: ИС Аэропорт, 1C, разные базы данных. Это позволяет оперативно анализировать текущее состояние дел. Отдел маркетинга в настоящее время внедряет подобную аналитику службе качества и отделу закупок. Далее приступим и к производственным службам. Если кто-то из служб еще не получает оперативно данные от нас – прошу сказать об этом» – обращается заместитель по авиационной коммерции Сергей Алексеевич Крупенников.

Отдел развития пассажирских авиаперевозок – Развитие хаба Группы «Аэрофлот»

Хаб Группы «Аэрофлот» в аэропорту Красноярск постоянно развивается. Авиационная коммерция ведет активную работу по расширению маршрутной сети, наземного обслуживания воздушных судов перевозчиков, финансовых расчетов, инфраструктурного обеспечения хаба. Одна из главных задач подразделения – формирование волнового расписания, когда единовременно прилетает и улетает большое количество рейсов. Это позволяет предложить пассажирам из других регионов много удобных стыковок через аэропорт Красноярск.

Специалисты отдела развития пассажирских авиационных перевозок отслеживают тарифную сетку, сохранение стыковочного расписания, оперативно взаимодействуют с перевозчиками.

Также сотрудники авиационной коммерции участвуют и в реализации инфраструктурных проектов:

«Самой больной точкой для нас сейчас является зона прилета и вылета ЕАЭС. При проектировании терминала не предполагалось, что будет большой спрос на выполнение полетов в эти страны, поэтому пропускная способность не учитывала обслуживание более одного рейса», – говорит Сергей Крупенников. – Для решения этой проблемы коллегами из технической дирекции производится расширение этих зон, увеличение количества выходов на посадку. Реализуемые мероприятия, а также совместная работа с коллегами из ЦОУ АП, СОПП, департамента по качеству позволила увеличить количество обслуживаемых рейсов практически до 3 с минимальным интервалом между ними. Кажется, что это пустяки, однако такая работа позволила в этом году сохранить программу полетов Группы "Аэрофлот" в страны ЕАЭС в зимнем периоде, а также увеличить долю трансферного пассажиропотока, а это, в свою очередь, сохранит и расширит программу полетов по восточным направлениям».

Отдел развития грузовых авиаперевозок

У отдела развития грузовых авиаперевозок стоит две масштабные задачи, от реализации которых зависит будущее аэропорта, как основного грузового хаба в Сибири.

Задача №1 – реализация проекта «Развитие грузового бизнеса», который включает в себя создание полноценного собственного мультифункционального
грузового терминала с зонами обработки различных грузов как для внутрироссийских маршрутов, так и международных. Для оказания аэропортом Красноярск полного спектра услуг по обработке грузов для российских и иностранных авиакомпаний необходимо организовать склады:

• Временного хранения для обычных грузов и товаров электронной коммерции;
• Временного хранения для драгоценных металлов.
• Бондовый (таможенный) склад.

Привлечение пассажирских авиакомпаний, уже летающих в аэропорт Красноярск и обсуживающихся на грузовом терминале ООО «СКС», является основной подзадачей для реализации проекта.

Задача №2 – увеличение самолетовылетов российских грузовых авиакомпаний, а также привлечение иностранных грузовых перевозчиков (в первую очередь китайских) для выполнения рейсов через наш аэропорт.

«Пять из шести регулярно летающих российских грузовых авиакомпаний уже совершают полеты в аэропорт Красноярск. В 2024 году ожидаем, что этот список пополнит авиакомпания Sky Gates на грузовом ИЛ-96-400Т», - делится начальник отдела развития грузовых авиаперевозок Владимир Рогулин.

Планы и стратегия развития аэропорта

Формирование стратегии развития аэропорта в части авиационной деятельности является важным направлением. Авиационная коммерция определяет,
сколько пассажиров перевезем в 2028 году, куда будем летать в 2026 году и сколько воздушных судов обслужим в следующем году. Учитывая те цели, которые ставятся руководством, авиационная коммерция анализирует рынок, стратегии развития перевозчиков, аэропортов-конкурентов и авиационной отрасли в целом.

Зачастую внешняя среда для осуществления плановой деятельности оказывается слишком нестабильной, хоть у авиационной коммерции всегда имеется и «план Б». Серьезными вызовами стала пандемия, февраль 2022 года, но гибкость и оперативность принятия решений совместно с коллегами из служб и отделов аэропорта позволили достаточно стойко (относительно других игроков отрасли) справиться с форс-мажорами.

«Чтобы эффективно работать, необходимо быть проактивным, уметь нестандартно мыслить, находить общий язык не только с внешними, но и внутренними клиентами. Зачастую приходится искать золотую середину между желаниями одних и возможностями других», – делится Сергей Крупенников.

В текущем году аэропорт Красноярск справился с запланированными задачами – обслужил более 3,7 млн человек. Отдельно Сергей Крупенников отмечает работу производственных служб, которые успешно справились со всеми пиковыми нагрузками 2023 года, что потребовало слаженной работы для сохранения пунктуальности обслуживания пассажиров, багажа, грузов и воздушных судов.

На 2024 год авиационная коммерция ставит не менее амбициозные цели – обслужить 4 миллиона пассажиров. Такой результат позволит еще более эффективно формировать маршрутную сеть, привлекать новых перевозчиков (как пассажирских, так и грузовых), а также запускать новые направления деятельности.