Наш аэропорт настолько большой, что можно проработать здесь всю жизнь, но так и не узнать, что происходит за дверьми многочисленных кабинетов. Редакция считает важным рассказывать читателям о тех, кто работает рядом с нами. Начать мы решили с центра оперативного управления аэропортом (ЦОУ АП).
ЦОУ делится на четыре смежных направления:
• группа анализа и учета документации;
• группа диспетчерского обслуживания;
• группа наземного штурманского обеспечения полетов;
• группа расписания.
Всего в штате центра 33 человека, которые обеспечивают бесперебойную работу и координируют деятельность производственных служб аэропорта. Именно они «рулят» всеми процессами на перроне, а также составляют
сезонное и суточное расписание полетов.
Первое, с чего начинается полет – это расписание. Появлению каждого нового рейса в маршрутной сети аэропорта предшествует большая работа. Здесь и согласование рейсов с различными ведомствами, и учет пропускной способности терминала, и предложение оптимальных временных слотов авиаперевозчикам исходя из возможностей воздушной гавани и желаний партнеров.
После того, как рейс запланирован, воздушное судно готовится к вылету и попадает в руки диспетчеров центра. Перед полетом лайнер необходимо тщательно подготовить к рейсу – провести визуальный осмотр, заправить судно топливом, убрать салон, загрузить питание и багаж, осуществить посадку пассажиров. И всем этим занимаются отдельные службы. А чтобы они приступали к работе и не мешали друг другу, их нужно координировать. Каждая бригада приступает к своим обязанностям строго по графику, а потом докладывает диспетчеру об окончании работ.
Рабочие будни центра оперативного управления – это
бесконечные телефонные разговоры, подготовка отчетов
о рейсах, количестве пассажиров и багажа, планирование стоянок, составление расписания, координация служб. И это лишь малая часть работы.
«Финальная цель, чтобы пассажир аэропорта улетел от нас без задержек. Это достигается на всех этапах обслуживания и не только пассажира, – говорит Евгений Алексеевич Похабов, заместитель руководителя центра. –
Аэропорт также должен подготовить воздушное судно к вылету, соответственно, там происходят определенные процессы, которые мы тоже контролируем. Группа диспетчерского обслуживания во главе со сменным
заместителем – некое ядро в аэропорту, которое на всех этапах контролирует происходящее».
У диспетчеров центра большое количество каналов связи со всеми службами аэропорта и с государственной корпорацией по организации воздушного движения (ОрВД). От ОрВД поступают запросы на предоставление информации о взлетах, посадках, куда встанет самолет, в
какие зоны. Всю эту информацию до служб доводит ЦОУ АП.
В центре оперативного управления не проходит ни дня без плотного взаимодействия с другими подразделениями.
«На нас возложена обязанность оповещения руководителей служб в случае возникновения каких-либо нештатных ситуаций. Через нас проходит буквально все: аварийные посадки, перевозка оружия пассажирами, больные люди, рожающие на борту самолета женщины и многое другое… Поэтому мы должны оперативно проинформировать как руководство, так и заинтересованные службы. Это важно для принятия своевременных и верных решений.»
Планирование стоянок авиатранспорта еще одна из ключевых задач центра.
У нас есть официально утвержденная технология по планированию стоянок в системе ИС “Аэропорт”. Когда специалист приступает на смену у него уже должен быть план, который был заранее составлен предыдущей сменой. Текущая смена может внести какие-то корректировки, но основная часть уже готова. Плюс стоянки распределяются не просто так, к ним привязаны выходы на посадку. Это большая интеллектуальная работа, которую выполняют наши сотрудники»
ЦОУ аэропорта Красноярск позволяет эффективно координировать работу различных служб и технологические процессы авиаузла, что повышает оперативность, улучшает качество предоставляемых услуг авиакомпаниям и пассажирам, ускоряет реакцию при возникновении внештатных ситуаций, а также обеспечивает безопасность полетов, что является нашей приоритетной задачей.