1. Главная
  2. Открытое небо
  3. Котельная

Котельная

Небольшая, но эффективная котельная в аэропорту Красноярск играет важную роль в обеспечении тепловой энергией всех зданий на территории комплекса. Всего в службе работает около сорока человек. В смене, как правило, трудится от 6 до 7 человек. В состав одной смены входят: начальник смены, машинист-кочегар, машинист-обходчик, аппаратчик химводоочистки (ХВО), дежурный электрик. Работает как молодёжь, так и специалисты в возрасте. Многие сотрудники отработали здесь уже больше 25 лет.

Производственные процессы: что делают специалисты?

От котельной идет около 16 километров труб, проложенных как под землей, так и над ней, которые обеспечивают все объекты аэропортового комплекса, включая пассажирский и деловой терминалы, административные здания, жилой массив, садик и школу. И вроде бы все ясно: работники котельной обеспечивают теплом все здания аэропорта. Однако, как отмечает Максим Гаврыш, заместитель начальника котельной, начальник участка ремонта и эксплуатации: «Это слишком поверхностно говорить “обеспечивают теплом”». За такой, казалось бы простой задачей, стоят огромная ответственность работников и множество технологических процессов!

Свою работу котельная начинает с блока ХВО, куда из скважин через насосную станцию поступает сырая неподготовленная вода (исходная вода). Такой воде предстоит пройти 2 ступени отчистки. Первым делом в блоке ХВО производится катионирование воды, то есть ее
очищение от солей жесткости. Таким образом специалисты котельной делают воду умягченной.

После первой ступени очистки вода поступает на подпитку тепловой сети (подпиточная вода). После второй – поступает как добавочная в деаэрационную установку. В деаэрационной установке происходит обескислораживание воды, то есть удаление из неё кислорода и других газов. Там вода становится питательной. Дальше питательная вода поступает в котельный агрегат. Для поддержания водно-химического режима уже подключаются специалисты химводоочистки, которые производят отборы проб воды для проведения химических анализов с помощью специальных химреактивов. Контроль анализов химводоочистки очень важен в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования котельной.

В своей работе никто не пренебрегает своими обязанностями, каждый этап очень важен. К примеру, первые два этапа очистки воды позволяют увеличить срок службы котла на многие годы! Избавляя воду от солей жёсткости, то есть убирая соли кальция, не образуется накипь, а удаляя кислород и другие газы из воды, становится невозможным их взаимодействие с металлом, так оборудованию становится нестрашна и коррозия!

Наша котельная средней мощности, её могло бы хватить для обеспечения города примерно в 20 000 населения. Например, если к нашей котельной условно подключить ещё и посёлок, то она смело потянет! На протяжении сезона у нас работает два котла: один рабочий, один резервный. Система подачи топлива в котёл почти полностью автоматизирована. Топливо через пересыпной карман подаётся в бункер вместимостью 35 тонн, а уже оттуда через ленточный питатель ПТЛ-600 попадает в топочную камеру.

В топочной камере происходит слоевое сжигание: топливо равномерно распределяется по всей площади топки, где происходит процесс горения. Для поддержания горения у нас установлены тягодутьевые вентиляторы и дымососы.

Температура пара на выходе из котла доходит до 194℃. Процесс поддержания работы агрегата автоматизирован, начиная от разряжения до подачи топлива. Хотя и здесь не обходиться без ручного труда: регулировка дальности заброса, скорость подачи топлива, удаление шлака в процессе горения с решётки топочного устройства. Машинист-кочегар отвечает за работу всего котельного агрегата, следит за уровнем воды в барабане котла, обслуживает предохранительные устройства котла, водомерные стекла, производит периодические продувки, соблюдает топочный режим согласно режимных карт.

Основную работу в цеху выполняют машинист-кочегар и машинист-обходчик. Кочегар на протяжении двенадцати часов не имеет права покидать котельный зал, ведь он ответственен за работу всех агрегатов. Второй машинист всегда следит за параметрами вспомогательного оборудования, участвует в переключении технологических схем и оборудования котельной, следит за состоянием оборудования, совершая обход каждый час.

Также в котельной имеются две ремонтные бригады. В каждой бригаде по три слесаря и по одному сварщику – все ремонтные работы проводят именно они. Такое количество специалистов в ремонтной бригаде позволяет своими силами справляться со всеми поломками.

В случае аварийных ситуаций персонал смены благодаря постоянным противоаварийным тренировкам способен быстро находить решения в любых нештатных ситуациях, они способны своими силами максимально сохранить работоспособность оборудования котельной. Утром, в случае необходимости, к работе приступает ремонтная бригада.

Бесперебойная работа, надёжность и безопасность

Специалисты котельной также следят за регулярным техническим обслуживанием оборудования, чтобы гарантировать его надёжность и эффективность работы.

За каждой из четырёх смен закреплён свой котёл. В принципе за каждой категорией оборудования закреплён свой ответственный, всё это позволяет обеспечить бесперебойное и качественное теплоснабжение всех зданий аэропорта. Специалисты котельной также стремятся к оптимизации процессов и улучшению энергоэффективности.

Всё оборудование регулярно проходит техническое обслуживание и проверки, чтобы предотвратить возможные сбои и аварии. Имеются резервные блоки, которые могут включиться в случае необходимости и обеспечить бесперебойное теплоснабжение. Главное – строгое соблюдение всех норм и требований безопасности при работе с оборудованием и теплоносителем!

Летом начальники смены становятся руководителями ремонтных бригад: у них есть график ремонта оборудования, по которому они проводят техническое обслуживание закреплённых за ними техники и инвентаря. Есть также и регламент, по которому производится ремонт оборудования котельной.

Также все сотрудники котельной регулярно проходят обучение и повышают свою квалификацию.

Для всех работников котельной имеется специальный образовательный сервис, на котором они проходят обучение. После внешнего обучения сотрудники котельной сдают экзамены. В аэропорту для этого есть специальная комиссия куда входят руководители, которые прошли аттестацию в Ростехнадзоре. Только после такой тщательной проверки знаний в протоколах делается запись о том, что человек допущен к работе на энергоустановках. Новичков в коллективе ждёт не только обучение, но и наставничество со стороны более опытных коллег. Всё это позволяет поддерживать высокий уровень профессионализма в коллективе.

Как регулируется температура и не жарко ли работать в котельной?

Температура теплоносителя регламентирована температурным графиком, который утверждается администрацией Емельяновского района. В этом графике написана какая должна быть температура теплоносителя при определённых минусах на улице.

В самом цеху температура воздуха должна быть не менее 17°C для комфортной работы сотрудников. Температура в других помещениях, например, если взять административный корпус, не должна превышать 22°C.

Если в цеху необходимо отрегулировать температуру воздуха, у нас есть специальное устройство «воздухозаборник», которое осуществляет забор воздуха: когда становится жарко, то начинает работать вентиляция через забор воздуха из котельной, если же наоборот, становится холодно, воздух берётся с улицы.

Так что же такое работа в котельной аэропорта? Работа котельной в аэропорту Красноярск – это не только производство тепловой энергии, но и обеспечение надёжности и безопасности теплоснабжения всех зданий на территории аэропорта. Работа котельной – это слаженная и эффективная система, которая держится за счёт дисциплины и профессионализма работников котельной.