1. Главная
  2. Открытое небо
  3. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов

Орнитологическое обеспечение безопасности полетов

В аэропорту много уникальных и интересных специальностей. И в этот раз говорим об одной из них – инженере по орнитологическому обеспечению безопасности полетов (ООБП) аэродромной службы.

Самолеты – не единственные «птицы» на аэродроме. Помимо железных, на территории аэропорта обитают и пернатые. И, как вы знаете по историям «Чудо на Гудзоне» или «Чудо на кукурузном поле», птицы могут нанести существенный вред воздушному судну.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, в аэропорту работает специалист, задача которого состоит в защите воздушной гавани от птиц и животных.

Инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов (ООБП) Михаил Матюк рассказал редакции, что делают на аэродроме, чтобы предотвратить столкновения птиц и воздушных судов.

Какие птицы опасны для воздушных судов? 

Представляют опасность как одиночные большие птицы, так и маленькие, которые сбиваются в стаи. Например, стаи ласточек береговушек насчитывают от 50 до 100 птиц, которые поднимаются в воздух одновременно. Также скоро будет вылет птенцов из гнезд, а они еще
ничего не понимают. Для них самолет – это большой папа, к
которому можно подлететь.

Существенный урон воздушному судну может нанести черный коршун. Он постоянно парит, высматривая маленьких ласточек или сусликов. И, если коршунов замечают на территории, то сразу работают над их отпугиванием. Но птицы все равно возвращаются, потому что здесь хорошая кормовая база – ласточки.

Самый большой вред, который могут нанести птицы, – попасть в двигатели или обтекатель самолетов.

Как отпугивают птиц?

«Мероприятий по отпугиванию проводится много. Моя задача – сделать наш аэродром максимально неприветливым для птиц, создать для них тревожную обстановку. И пока с этой задачей справляюсь», – говорит
инженер по ООБП Михаил Матюк.

Передвижная биоакустическая установка

Когда птицы летят – ориентируются на ворон, потому что они считаются умными пернатыми. Если вороны молчат, значит все спокойно, можно лететь. А если кричат, то это сигнализирует о том, что лучше пролетать мимо. 

Разный звук ворон отлично имитирует передвижная биоакустическая установка. Это машина со специальным оборудованием, откуда доносятся жуткие карканья ворон. Дополнительно к машине цепляют пропановую пушку, которая стреляет через каждые 20-30 секунд звуком до 120 децибел.

На такой машине периодически патрулируют взлетно-посадочную полосу, а также территорию вдоль ограждения по периметру аэропорта. Таким образом отпугивают не только птиц, но и животных.

Автономные отпугиватели «Коршун-16»

В нескольких точках аэродрома расположены автономные отпугиватели птиц «Коршун-16». Они оборудованы специальными датчиками, которые, реагируя на солнечный свет, включаются и выключаются автоматически,
воспроизводя треки «вороньи карканья и тревожные крики различных птиц».

«Периодически приходится менять треки, потому что птицы имеют свойство привыкать и не реагировать на одни и те же звуки», – делится инженер по ООБП. «Коршун-16» работает ежедневно.

Пугала

Также стоят пугала, которые имитируют аэродромного рабочего. И чтобы у птиц не было привыкания, их переставляют по разным участкам аэродрома.

Михаил Матюк рассказывает: «Вороны умные. Я включаю отпугиватель птиц. Вороны слышат, что кричат их сородичи, и прилетают узнать, что случилось. Прилетают и видят, что стоит человек (пугало) и понимают, что это опасность, а звуки доносятся не просто так. Срабатывает и визуальный, и звуковой эффект отпугивания».

Фейерверки

Если в аэропорту увидите фейерверки, то знайте, что это начальники смен отпугивают коршунов и ворон во время осмотра взлетно-посадочной полосы. Фейерверки и сигналы охотника используются в светлое время суток, потому что ночью птиц не видно (и большая часть предпочитает спать).

Пропановые пушки (всего их 2)

Перемещаются по графику и согласно орнитологической обстановке в конкретных местах. Перемещение зависит от времени года и миграционных перелетов.

Репеллент от птиц

Кроме звуковых и визуальных факторов раздражения, территорию обрабатывают репеллентом от птиц. Состав не наносит вред экосистеме, но имеет специфический запах, который отпугивает пернатых.

В основном репеллент используется для распыления по краям взлетно-посадочной полосы (ВПП) для отпугивания трясогузок и малых зуйков. У таких птиц есть особенность – они вьют гнезда на границе травостоя и ВПП. Из гнезд вылетают птенцы и сразу подвергаются риску столкновения с самолетом. А еще маленькие птички привлекают коршунов, которые сами могут стать опасностью для воздушного судна.

Дезинсекция от насекомых

Дезинсекция на аэродроме необходима, так как насекомые привлекают мелких птиц, а мелкие – крупных. Отсекаем первое – нет и остального.

Инспектирование прилегающих территорий

В обязанности инженера по ООБП входит инспектирование не только всей площади аэродрома, но и территории в радиусе 15 км от центра ВПП, в том числе и озер, находящихся поблизости (например, озеро Емельяновское). Выявляется видовой состав и количество биомассы в воздухе.

Одна из задач при инспектировании территорий – поиск большого скопление мусора. Любая свалка размером от 1 м³ привлекает птиц. В этом случае обращаются в администрацию для ее устранения.

«Также я инспектирую карьер возле села Елового. Там большое количество гнезд ласточки береговушки. Туда выезжаю с пропановой пушкой и сигналом охотника, чтобы отпугнуть птиц, потому что они находятся непосредственно по направлению посадки воздушных судов», – говорит инженер по ООБП Михаил Матюк.

Обитают ли животные на территории аэродрома?

На аэродроме бывают зайцы, лисы, а однажды и медведь пытался проникнуть на территорию. Лисы делают подкоп под забором и могут оставаться на аэродроме продолжительное время. Не так давно проникли
лисы, которые дали потомство – 3 лисёнка. 

«Выезжаю – стоит лисенок. Я опешил, даже глаза протер сначала. Затем выбегает второй, третий и смотрят на меня. Впервые увидели машину и человека – им интересно. И тут выбежала мамка-лиса и начала их сгонять», – делится историей Михаил Матюк.

Аэродромная служба планирует мероприятие по отлову рыжего семейства и их вывозу за территорию аэродрома.

Какая сейчас орнитологическая обстановка аэропорта Красноярск?

Орнитологическая обстановка довольно спокойная, хватает одного инженера по ООБП.

Однако миграция птиц – это дело, требующее пристального внимания.

«Не только я, но и все водители аэродромной службы, которые ездят по территории, мониторят обстановку и докладывают мне в случае обнаружения скопления птиц и животных. Также они всегда берут с собой отпугивающие средства. Только комплекс мер приносит желаемый результат по уменьшению количества птиц на территории аэропорта», – говорит инженер по ООБП. 

В перспективе планируется увеличение числа оборудования, чтобы выставлять его с разных сторон взлётно-посадочной полосы, а также приобретение дополнительного птицеотпугивающего арсенала оружия.