Продолжаем рассказывать о различных подразделениях аэропорта Красноярск. На этот раз в поле зрения редакции попала служба транспортной (авиационной) безопасности (СТАБ).
Современный мир сталкивается с рядом угроз, и авиационный транспорт — не исключение. Безопасность — приоритетная задача для любой воздушной гавани. Аэропорт Красноярск делает акцент на обеспечении транспортной (авиационной) безопасности пассажиров, сотрудников аэропорта и аэродромной территории. Специально для этих целей в аэропорту создана служба транспортной авиационной безопасности.
На сегодняшний день СТАБ самая большая служба — в ней работает 372 сотрудника. В среднем в смену выходит порядка 80 человек.
Служба работает как единый механизм, где каждый выполняет особую функцию:
Отдел инженерно-технических систем безопасности
Ведет непрерывный мониторинг контролируемой зоны аэропорта при помощи систем видеонаблюдения, охранно-тревожной сигнализации, охраны периметра, автоматизированной системы контроля управления доступом и другими техническими средствами, а также обеспечивает их работоспособность. При возникновении неисправностей выполняет аварийно-восстановительные работы.
Бюро пропусков
Выдает пропуски на людей и технику, которым необходимо попасть на перрон. Здесь только со стороны может показаться, что все просто, но на самом деле требуется особая внимательность в составлении документов и строгость в соблюдении процедур, которые прописаны в Федеральном законе «О транспортной безопасности».
Отдел досмотра
Осуществляет досмотр пассажиров, членов экипажа, багажа, грузов, почты и тех, кто работает на территории авиаузла.
Основная задача отдела — своевременно выявлять запрещенные вещества и предметы, которые могут создать угрозу жизни пассажиров, воздушному судну или разрушения аэровокзального комплекса. Только за 2022 год инспекторами отдела досмотра было изъято 1 619 запрещенных предметов и веществ. Кто-то из пассажиров по незнанию берет такие вещи в поездку, но есть и те, кто действительно хочет провезти запрещенное.
«Лично у меня был случай, когда работала инспектором отдела досмотра, — делится воспоминаниями инженер по авиационной и транспортной безопасности Инна Ремизовская.
В 6 утра на внутреннем рейсе Красноярск-Тура я выполняла обязанности инспектора отдела досмотра № 2, который идентифицирует содержимое багажа по теневому изображению, и на мониторе интроскопа увидела череп с топором в голове. У меня шок, лента интроскопа по технологии была остановлена, кодовое слово произнесено. У всех паника — никто не знает, что с этим делать. Череп с топором даже подготовленный инспектор не ожидает увидеть. В итоге, это оказался сотрудник правоохранительных органов, который вез вещдоки и забыл предупредить руководство аэропорта. В последующем он предъявил все сопроводительные документы, и мы вместе с ним даже посмеялись над сложившейся ситуацией.»
Отдел досмотра воздушных судов и охраны объектов
выполняет несколько функций: досматривает борт внутри и снаружи перед отправкой рейса, патрулирует периметр, чтобы посторонние не проникли на перрон, охраняет воздушные суда, допускает транспортные средства в контролируемую зону аэропорта, проверяя на наличие запрещенных предметов и веществ, а также на вывоз материальных ценностей из зоны транспортной безопасности.
Группа быстрого реагирования
Незамедлительно пресекает противоправные действия, в том числе попытки террористических актов. Инспекторы ГБР, в отличие от других сотрудников СТАБ, могут применять спецсредства — это наручники и дубинки. «Были случаи, когда применяли физическую силу и наручники, чтобы обезвредить хулиганов с ножами, сдержать бушующих пассажиров. Но незаконных рукоприкладств, конечно же, не было. Мы должны быть вежливы и корректны — соблюдать репутацию профессионалов». — говорит Инна Ремизовская.
В службу СТАБ берут сотрудников с устойчивой психикой, как отмечает Инна: «Мы приветствуем, когда к нам приходят с образованием психолога. Это та стрессоустойчивость, которая необходима при выполнении должностных обязанностей инспекторами СТАБ. Пассажиры бывают разные, ко всем нужно найти подход. На обучении я сотрудникам проговариваю, что все мы живые люди со своими эмоциями. И даже если пассажир вам нахамил, то не стоит воспринимать это близко к сердцу, ведь оскорбление адресовано не лично к вам, а “пиджаку” или, в целом, к ситуации».
Для того, чтобы сотрудники не теряли бдительность и профессиональные навыки, проверки в сменах руководящим составом СТАБ проводятся ежедневно, применяя разные имитации оружия, самодельных взрывчатых устройств, (муляжи), которые в службе специально разрабатывают и изготавливают. Помимо внутренних инспекций регулярный надзор проводят и силовые ведомства, так что психологически сотрудники понимают, что проверка может быть проведена в любой момент.
Каждый год в службе авиационной безопасности проходит конкурс «Лучший по профессии». В нём принимают участие отдел досмотра, отдел досмотра воздушных судов и ГБР. Здесь проверяются знания и навыки, которыми сотрудники овладели за период работы. Такой конкурс позволяет не только мотивировать сотрудников, но и выявить уязвимые и проблемные места, которые в дальнейшем отрабатывают и устраняют.
В перспективе СТАБ ставит перед собой амбициозную цель — ввести в структуру кинологическую службу и создать отдел инспекторов-профайлеров. Инспекторы-профайлеры не будут ходить по форме или стоять в пункте досмотра. Они будут курсировать по зданию терминала и наблюдать, а если
потребуется, то подойдут и пообщаются с подозрительным пассажиром.
«На сегодняшний день у нас обучено 10 старших инспекторов отдела досмотра с правом обучения сотрудников. То есть они идут как инструкторы, не просто инспектор-профайлер. У нас есть программа, наглядные материалы, которые мы раздаём для подготовки, и старшие инспекторы в сменах обучают своих сотрудников. Но это долгий непрерывный процесс, данным направлением постоянно необходимо заниматься, иначе все очень быстро забывается. В этом направлении мы и работаем». — рассказывает Инна.
12 июля 2023 года служба транспортной авиационной безопасности гражданской авиации отметит свое 50-летие. Пользуясь случаем мы хотим поблагодарить сотрудников СТАБ за ответственный подход к работе и пожелать здоровья, успехов, новых свершений, доброжелательных и понимающих пассажиров и коллег, на которых можно положиться.
За 2022 год
1 492 116
пассажиров досмотрено
287 196
выявлено нарушений мер транспортной авиационной безопасности
196
проверок проведено руководителями СТАБ